Во-первых, хочу сказать огромнейшее спасибо Midori Nozomino за эту книгу! Ибо без неё я бы не прочитала эту чудесную вещь.

Роман "Кинокава" написан японской писательницей 20 века Ариёси Савако и рассказывает о трех поколениях женщин из семьи Матани.
Главная героиня романа, Хана, выходит замуж за Матани Кейсаку в конце 19 века (то есть в эпоху Мэйдзи). Незаурядного ума женщина, она все свои силы употребляет на то, чтобы прижиться в доме мужа: соответствовать традициям семьи, образу жизни мужа и назначению женщины (то есть рожать и растить детей). Её старшая дочь Фумио - человек уже другой эпохи. Она бунтарка по натуре, отвергает традиции и мечтает о независимости женщин, однако и ей не чужды материнские инстинкты. Внучка Ханы Ханако чувствует духовное родство с бабушкой и, хотя является представительницей нового мира, понимает и в какой-то мере принимает старый патриархальный быт.
В книге на примере одного рода описывается изменения, происходящие в стране после реставрации Мэйдзи: распад традиционного уклада жизни, разрушение патриархального строя, войны, меняющие страну. В некотором роде эта книга напоминает "Унесенные ветром" Маргарет Митчелл, однако тоньше и умнее. Жизнь становится мельче, из неё пропадает основа - традиции, подчинение мужьям и сыновьям. Но что более важно и грустно, мельчают и люди: сыновья и внуки Кейсаку и Ханы по характеру, силе духа и уму сильно уступают родителям.
Что касается Фумио, то её бунтарство носит характер стихийный и безосновательный, хотя часто упоминается, что лучше бы она родилась мужчиной. Она не наследует силу духа матери, обвиняет её в добровольном подчинении мужчинам и даже не задумывается, скольких сил стоит Хане жить такой жизнью. Однако сама же Фумио следует путем женщины: выходит замуж и рожает детей. И вот её дочь Ханако как раз наследует черты бабушки. Думаю, в этой вот преемственности автор и видит главную положительную сторону: да, жизнь не стоит на месте, меняется страна, меняются люди, однако дети рождаются и наследуют своим предкам.
Важную роль в книге занимает образ реки Кинокавы. Это символ жизни. Рядом с этой рекой проходит вся жизнь Ханы, с рекой сравнивают саму героиню. Важно, что путешествие против течения для женщины приравнивается к смерти, ибо в таком случае женщина идет против природы.
Книга пропитана ностальгической грустью по старой Японии, по традициям, по быту, по патриархальному укладу. Роман придется по душе всем ценителям хорошей прозы.