Да, сегодня я таки сходила на этот великолепнейший спектакль.
И очень, очень довольна тем, что на него попала.
Во-первых, по Дону Кихоту очень сложно ставить что-то на сцене или в кино. Потому что всегда есть риск удариться либо в бесполезное морализаторство и размышления, либо в один сплошной стеб и юмор. Совместить эти два подхода - задача не из легких, и спектакль ЦАТРА прекрасно с ней справляется.
Тут фишка в подаче истории. Перед нами своеобразно представление в представлении: дона Мигеля де Сервантеса арестовывает Инквизиция, и он вынужден ждать приговора в камере. Там заключенные устраивают ему своеобразный суд, на котором Сервантес должен оправдаться. И герой выбирает такой путь: он рассказывает в качестве оправдательной речи историю своего героя, Дона Кихота, человека из Ламанчи. При этом все оформлено в виде пьесы, участие в которой принимают сами заключенные, а Сервантес играет своего же персонажа. Временами повествование о Доне Кихоте прерывается диалогами сокамерников с Сервантесом, их замечаниями о ситуации.
Иллюзия действия в действии невероятно завораживает. От спектакля просто невозможно оторваться, развитие мысли диктует сюжет, не целиком и полностью увлекает зрителя.
Это история о человеке и человечности. О том, что благородство и милосердие существуют в мире порой вопреки реальному положению дел. Разум, суровый, логичный и меркантильный, тут подвергается не то что критике, но осмеянию. Ведь человек живет не только разумом, но и воображением. Некоторые фразы Сервантеса/Дона Кихота вообще следует занести в цитатник.
"Мечта - это надежда разума."
"В мире столько нищих и одиноких, а ведь проще всего протянуть руку помощи."
"Безумие выбросить жемчужину только потому, что вы подобрали её в навозной куче."
"Безумие принимать мир таким, какой он есть, упуская из виду то, каким он должен быть."
Безумен ли Дон Кихот? В пьесе дается очевидный ответ на это - НЕТ! Дон Кихот живет своим воображением, но это не значит, что он дурак. Дон Кихот видит в людях именно тех, кем они могут быть, - и делает их лучше.
Он идеалист. Наивен ли он в своем идеализме? Быть может. Однако мудрость сердца помогает ему видеть в людях лучшее, намного больше того, что сами они о себе представляют. Ведь недаром же он открывает служанке и проститутке Альдонсе новые горизонты - и в финале она благодарит его за это.
Финал пьесы вообще символичен. Сервантес понимает, что, возможно, идет на казнь ("не бойся суда, бойся судей"), но в нем нет чувства обреченности. Напротив, он говорит, передавая рукопись своего великого творения: "Нет, я гореть не буду".
Спектакль представляет собой мюзикл - и это безусловный плюс, ибо такой жанр в полной мере способен раскрыть как комизм, так и драматизм образа рыцаря печального образа. Музыка там выше всяких похвал, а вокал...
О нем стоит сказать отдельно. Мне повезло попасть на спектакль, в котором задействован не только бессменный исполнитель роли Сервантеса/Дона Кихота Владимир Зельдин, но и Тамара Гвердцители, которую я в первый раз видела на сцене (я вообще не думала, что она играет в театре, я как чайник в бронепоезде). Этот дуэт просто шикарен. Какие голоса! Глубокий, страстный голос Тамары и необычайно выразительный вокал Зельдина - это было прекрасно!
Впрочем, перед господином Зельдиным хочется пасть на колени - в 95 лет так играть, так петь, при этом пританцовывать - это невероятно! Насколько же человек любит, живет своей профессией, своим искусством, я не могу представить! Он словно Дон Кихот, он легенда, которую можно лицезреть воочию! Ох, когда он играл смерть Дон Кихота - как же это было сильно! (Последние 15 минут спектакля я рыдала без остановки). А какую после поклона произнес проникновенную речь, обращенную к зрителю!
Невероятно довольна тем, что сходила на этот спектакль. Он зарядил меня позитивом, подкинул умных мыслей, подарил много позитива!
А еще спасибо маме, Брисоль и Ветроному за то, что были рядом!