Michingeo aniya...
Мне матчасть, а кому-то, может, и интересно будет.
Взято из журнала "The Prime Russian Magazine", номер 1 январь - февраль 2012 г.
Владимир Ковальзон. О гипнопедииВладимир Ковальзон. О гипнопедии.
"Даже кратковременная дневная релаксация, при которой мы не погружаемся в сон, а только слегка дремлем, существенно усиливает когнитивные способности, запоминание и обучаемость. "
"Однако определенная последовательность у процесса запоминания все-таки присутствует. Важнейшие из них: кодирование – создание модели запоминаемой информации в мозге, и консолидация – процесс перехода этой информации из кратковременной памяти в долговременную.
Во время консолидации нестабильный след запечатлевается на подкорке головного мозга. Но если все стадии пройдены, и память перешла из кратковременной в долговременную, то это уже навсегда, след памяти можно извлекать. Тогда остается проблема забывания. Забываем мы потому, что при повторном извлечении информации из памяти она вновь теряет свою стабильность, и тогда возникают различные искажения при ее воспроизведении. "
Алексей Миллер. О политике памяти.Алексей Миллер. О политике памяти.
"Большая игра с учебниками началась в 2005-2007 годах, когда коллектив авторов получил задание написать новый учебник истории – тот самый знаменитый учебник Филлипова-Данилова, где отбрасывалось понятие тоталитаризм, где был минимизирован масштаб сталинских преступлений. Такая точка зрения и такой учебник возможны – потому что в плюралистическом обществе может быть несколько точек зрения на те или иные события. Историческая политика, то есть манипуляция с прошлым в политических целях, в чистом виде стала проявляться в том, что властные структуры обеспечивали продвижение нового учебника в школы административными методами. Это принципиально важно – когда административный ресурс используется для насаждения определенной точки зрения как фактически единственной. Тогда же появились и другие черты политического манипулирования – стали поговаривать о принятии законов, которые регулировали бы исторические высказывания. "
"Идеологическое обоснование политических манипуляций с памятью и историей покоится на трех китах. Во-первых, история и память представляются, прежде всего, ареной политической борьбы с внешним и внутренним противником. Это, среди прочего, означает, что историков необходимо поставить под контроль и руководство более искушенных в политических вопросах людей.
Во-вторых, утверждается, что «все так делают», чем в глазах общественности оправдывается очевидное нарушение принципов функционирования наук об обществе, принятых в демократических условиях.
В-третьих, считается очевидны, что долг историков – солидарно противостоять «вредным» для отечества интерпретациям истории, которые якобы пропагандируются и используются внешними врагами. "
"Когда конфронтационная историческая политика развивается с двух сторон, то люди, которые в этом участвуют, ругаясь друг с другом, друг другу помогают. Потому что нет ничего лучше для формирования атмосферы осажденной крепости и ксенофобии в отдельно взятой стране, скажем, в России, чем систематически перепечатывать всякие русофобские статьи из прибалтийских или польских газет.
Когда люди, которые провоцируют взаимные нападки, перестают доминировать, становятся слышны разумные голоса. "
"Самое главное для коллективной памяти – это понимание того, что история живет в том случае, если она является предметом открытого обсуждения представителей разных точек зрения. История ничему не учит, учат разговоры об истории. "
Вероника Нуркова. О памяти как базовой форме психики.Вероника Нуркова. О памяти как базовой форме психики.
"Есть психика, развивающаяся эволюционным путем – натуральная психика. Каждый раз усложнение нервной системы является ответом на некоторый вызов среды. Нервная система изменяется, развивается так, чтобы оптимально обслужить стоящую перед организмом задачу. Все изменения фиксируются в геноме."
"У животного его видовой потолок развития психики зафиксирован в геноме. У человека видовой потолок развития психики в геноме не присутствует, он находится в культуре.
Человеку приходится доращивать у себя совершенно другой тип психики. Его источником является не мозг, не видовая генетическая программа, а нечто совсем другое. А именно – культура. Культура – это и есть исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся технология производства человеческой психики. Культурной психики – то есть психики произвольной и, что довольно трудно охватить нашим мышлением, системной, не замкнутой в мозге.
Отличие культурного способа от некультурного – там всегда есть средство. Никогда ничего не делается голой рукой. Например, есть надо ложкой. Хотя лицом удобнее, нет никакого спора.
Культурная психика устроена так, чтобы сымитировать, а потом преобразовать какие-то существенные социальные отношение и уже ориентироваться не на то, что здесь и сейчас, а на недоступный индивидуальному опыту горизонт социальных возможностей. "
"Какая задача у памяти? Задача памяти – научиться использовать свой прошлый опыт в текущей ситуации и в выстраивании будущего. А это может только человек, потому что у него есть представление о том, что будущее есть, и есть представление о цели, которой еще нет. "ъ
"Есть также и внешние средства решения задачи памяти. Одно только появление фотографии чего стоит. С тех пор, как была изобретена фотография, то есть с 1837 года, мы помним себя совсем по-другому.
Ведь до этого человек не представлял, как он выглядел в разное время своей жизни. У него не было средства для отслеживания динамики собственных изменений. "
"Выготский говорил, что если для маленького ребенка что-то понять – это значит запомнить, то, конечно, для взрослого что-то запомнить – это значит понять. "
"Если в ситуации натуральной психики мозг, в принципе, одинаково работает у всех людей, то для таких действительно инновационных функций, как автобиографическая память, которая развивается буквально на наших глазах, каждый создает высоко индивидуальную функциональную систему. У одного человека она располагается на одних структурах, у другого – на других. "
"Автобиографическая память – это новый предмет. Задача автобиографической памяти – создание той истории жизни человека, с помощью которой он может выстраивать себя так, как ему бы хотелось. Чтобы он ориентировался не на ситуацию, а на свое представление о себе. "
Взято из журнала "The Prime Russian Magazine", номер 1 январь - февраль 2012 г.
Владимир Ковальзон. О гипнопедииВладимир Ковальзон. О гипнопедии.
"Даже кратковременная дневная релаксация, при которой мы не погружаемся в сон, а только слегка дремлем, существенно усиливает когнитивные способности, запоминание и обучаемость. "
"Однако определенная последовательность у процесса запоминания все-таки присутствует. Важнейшие из них: кодирование – создание модели запоминаемой информации в мозге, и консолидация – процесс перехода этой информации из кратковременной памяти в долговременную.
Во время консолидации нестабильный след запечатлевается на подкорке головного мозга. Но если все стадии пройдены, и память перешла из кратковременной в долговременную, то это уже навсегда, след памяти можно извлекать. Тогда остается проблема забывания. Забываем мы потому, что при повторном извлечении информации из памяти она вновь теряет свою стабильность, и тогда возникают различные искажения при ее воспроизведении. "
Алексей Миллер. О политике памяти.Алексей Миллер. О политике памяти.
"Большая игра с учебниками началась в 2005-2007 годах, когда коллектив авторов получил задание написать новый учебник истории – тот самый знаменитый учебник Филлипова-Данилова, где отбрасывалось понятие тоталитаризм, где был минимизирован масштаб сталинских преступлений. Такая точка зрения и такой учебник возможны – потому что в плюралистическом обществе может быть несколько точек зрения на те или иные события. Историческая политика, то есть манипуляция с прошлым в политических целях, в чистом виде стала проявляться в том, что властные структуры обеспечивали продвижение нового учебника в школы административными методами. Это принципиально важно – когда административный ресурс используется для насаждения определенной точки зрения как фактически единственной. Тогда же появились и другие черты политического манипулирования – стали поговаривать о принятии законов, которые регулировали бы исторические высказывания. "
"Идеологическое обоснование политических манипуляций с памятью и историей покоится на трех китах. Во-первых, история и память представляются, прежде всего, ареной политической борьбы с внешним и внутренним противником. Это, среди прочего, означает, что историков необходимо поставить под контроль и руководство более искушенных в политических вопросах людей.
Во-вторых, утверждается, что «все так делают», чем в глазах общественности оправдывается очевидное нарушение принципов функционирования наук об обществе, принятых в демократических условиях.
В-третьих, считается очевидны, что долг историков – солидарно противостоять «вредным» для отечества интерпретациям истории, которые якобы пропагандируются и используются внешними врагами. "
"Когда конфронтационная историческая политика развивается с двух сторон, то люди, которые в этом участвуют, ругаясь друг с другом, друг другу помогают. Потому что нет ничего лучше для формирования атмосферы осажденной крепости и ксенофобии в отдельно взятой стране, скажем, в России, чем систематически перепечатывать всякие русофобские статьи из прибалтийских или польских газет.
Когда люди, которые провоцируют взаимные нападки, перестают доминировать, становятся слышны разумные голоса. "
"Самое главное для коллективной памяти – это понимание того, что история живет в том случае, если она является предметом открытого обсуждения представителей разных точек зрения. История ничему не учит, учат разговоры об истории. "
Вероника Нуркова. О памяти как базовой форме психики.Вероника Нуркова. О памяти как базовой форме психики.
"Есть психика, развивающаяся эволюционным путем – натуральная психика. Каждый раз усложнение нервной системы является ответом на некоторый вызов среды. Нервная система изменяется, развивается так, чтобы оптимально обслужить стоящую перед организмом задачу. Все изменения фиксируются в геноме."
"У животного его видовой потолок развития психики зафиксирован в геноме. У человека видовой потолок развития психики в геноме не присутствует, он находится в культуре.
Человеку приходится доращивать у себя совершенно другой тип психики. Его источником является не мозг, не видовая генетическая программа, а нечто совсем другое. А именно – культура. Культура – это и есть исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся технология производства человеческой психики. Культурной психики – то есть психики произвольной и, что довольно трудно охватить нашим мышлением, системной, не замкнутой в мозге.
Отличие культурного способа от некультурного – там всегда есть средство. Никогда ничего не делается голой рукой. Например, есть надо ложкой. Хотя лицом удобнее, нет никакого спора.
Культурная психика устроена так, чтобы сымитировать, а потом преобразовать какие-то существенные социальные отношение и уже ориентироваться не на то, что здесь и сейчас, а на недоступный индивидуальному опыту горизонт социальных возможностей. "
"Какая задача у памяти? Задача памяти – научиться использовать свой прошлый опыт в текущей ситуации и в выстраивании будущего. А это может только человек, потому что у него есть представление о том, что будущее есть, и есть представление о цели, которой еще нет. "ъ
"Есть также и внешние средства решения задачи памяти. Одно только появление фотографии чего стоит. С тех пор, как была изобретена фотография, то есть с 1837 года, мы помним себя совсем по-другому.
Ведь до этого человек не представлял, как он выглядел в разное время своей жизни. У него не было средства для отслеживания динамики собственных изменений. "
"Выготский говорил, что если для маленького ребенка что-то понять – это значит запомнить, то, конечно, для взрослого что-то запомнить – это значит понять. "
"Если в ситуации натуральной психики мозг, в принципе, одинаково работает у всех людей, то для таких действительно инновационных функций, как автобиографическая память, которая развивается буквально на наших глазах, каждый создает высоко индивидуальную функциональную систему. У одного человека она располагается на одних структурах, у другого – на других. "
"Автобиографическая память – это новый предмет. Задача автобиографической памяти – создание той истории жизни человека, с помощью которой он может выстраивать себя так, как ему бы хотелось. Чтобы он ориентировался не на ситуацию, а на свое представление о себе. "
@темы: Наука